[Борис Меерзон] |
ВведениеНаступление нового XXI века ознаменовано бурным развитием средств массовых коммуникаций. Процесс сращивания компьютерной и телевизионной технологий, широкое внедрение спутниковых систем связи и глобальных компьютерных сетей позволяют теперь говорить о возможности мгновенной передачи информации любого типа и содержания от миллионов источников к пользователю, находящемуся в любой точке земного шара. Таким образом, возникает, как сейчас говорят, некое виртуальное "киберпространство", требующее для своего насыщения колоссального объёма материала. Правильное и рачительное хранение ценных аудиовизуальных фондов, накопленных за многие годы существования радио и телевидения, приобретает в этой связи особое значение. Этому вопросу в настоящее время уделяется большое внимание специалистов во всём мире - и в России и за рубежом. Причём, большинство домов радиовещания и телецентров уже сегодня обладают большими звуковыми архивами, накопленными за последние 20...30 лет. Это составляет сотни тысяч фонограмм на магнитных лентах, граммофонных пластинках, DAT-кассетах и т.п. Для их сохранения и обработки требуются немалые затраты трудовых ресурсов и денег, поэтому эта задача обычно возлагается на специализированные подразделения, укомплектованные аппаратурой и специалистами по восстановлению и реставрации фонограмм, располагающие соответствующими хранилищами, в которых поддерживается рекомендованный для хранения аудиоматериалов режим температуры и влажности. Так, например, в России технические проблемы сохранения коллекции магнитных фонограмм радиовещания уже много лет возложены на организацию, в своё время учрежденную Гостелерадиокомитетом, а в настоящее время являющуюся самостоятельным государственным предприятием - Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм (Гостелерадиофонд). Коллекция Гостелерадиофонда весьма внушительная: это около 20 тысяч наименований видеозаписей, более 400 тысяч кинопленок и 390 тысяч рулонов магнитной ленты. Коллекция содержит всё наиболее значительное и ценное из области музыкального и театрального искусства, что было записано для радиовещания с момента появления в первые послевоенные годы у нас в стране магнитофонов и до середины 90-х годов, т.е. до распада единой системы радиовещания в нашей стране. В настоящее время, в связи с изменившейся организацией и технологией радиовещания и возложением ответственности за обеспечение эфира непосредственно на радиостудии, пополнение единого централизованного фонда звукозаписей существенно замедлилось, если не сказать, прекратилось почти полностью. Каждая студия вынуждена заботиться теперь о сохранности своих звуковых архивов самостоятельно, не имея порой для этого ни необходимых средств, ни достаточного опыта работы с магнитной лентой. Ведь, несмотря на то, что теперь в радиостудиях для звукозаписи применяются уже новые, более совершенные носители записи, фонограммы на привычной для всех магнитной ленте, накопленные за прошлые годы, пока ещё очень широко используются и, надо полагать, будут использоваться, если и не для непосредственной передачи в эфир, то хотя бы в качестве исходного материала для перезаписи на новый современный носитель, более пригодный для длительного хранения. Хранение фонограмм на магнитной лентеДля хранения магнитной ленты Научно-исследовательским институтом документирования и архивного дела Главного архивного управления (НИИДАД ГАУ) была разработана "Инструкция по хранению фоно-документов на магнитной ленте". Эта инструкция, подкрепленная и дополненная многолетним практическим опытом, накопленным Гостелерадиофондом, изложена в "Правилах эксплуатации технических средств радиовещания (ПТЭ-93)". Эти правила рекомендуют хранить магнитные фонограммы в помещениях с кондиционированием воздуха, при температуре 12 ± 3% и влажности 60 ± 5%. Контроль температуры и относительной влажности воздуха в помещениях хранилищ должна проводиться с помощью регистрирующих термографов и гигрографов. Напряженность магнитных полей в хранилищах не должна превышать 400 А/м (50 Э). Но даже при условии неукоснительного выполнения всех предписанных норм, магнитная лента (а это основной носитель старых аудиозаписей) со временем теряет свои первоначальные свойства: эластичность, прочность, становится ломкой, деформируется. Предельный срок сохранности магнитных фонограмм в условиях архивного хранения ограничен 20...25 годами. А для лент на ацетатной основе, широко распространенной вплоть до 80-х годов (например, лент типа А-2601, старое название тип 6 фирмы "Свема", а также немецких лент фирмы ORWO типов С, СН, CR и некоторых других), необратимые изменения физико-механических свойств наступают ещё раньше. Зачастую, некоторые записи пятидесятых, шестидесятых и даже семидесятых годов уже сейчас приходят в полную негодность, и для их спасения требуется безотлагательное восстановление и перезапись на новый носитель. Восстановление и реставрация фонограммСледует заметить, что в лексиконе аудиопрофессионалов существует два близких по смыслу термина: "восстановление" фонограмм и их "реставрация". И под тем, и под другим словом понимают подготовку старого оригинала к перезаписи на новый носитель, а затем и сам процесс перезаписи. Причём иногда эти слова считают синонимами, что приводит к известной путанице в понятиях. Для внесения ясности в вопрос, прежде всего, следует договориться о терминологии. Условимся под словом "восстановление" понимать устранение деформации и прочих механических дефектов ленты (обрывов, коробления, сабельности, корытности и т.п.), чтобы иметь возможность перезаписать старую информацию на новый носитель без вызванных дефектами ленты искажений, проявляющихся при воспроизведении. Это "качание звука", плавание, детонация, мгновенные пропадания и т.п. Другими словами, надо суметь воспроизвести старую запись, сохранив её первоначальное звучание. На этом этапе работы следует также иметь в виду, что, из-за деформации ленты типа "сабельности", в результате перекоса ленты при её прохождении у головок воспроизведения могут появиться и дополнительные частотные искажения в виде завала высших частот звукового диапазона. Вряд ли возможно в рамках статьи описать все те ухищрения, к которым приходится прибегать звукорежиссерам архивов для того, чтобы добиться желаемых результатов. Скажем только, что успех восстановления фонограммы обеспечивается не столько применением электронных устройств, сколько мастерством и опытом звукорежиссера. Перенесенная на новый долговечный носитель, восстановленная именно таким образом звуковая информация и должна, по нашему убежденному мнению (кстати, совпадающему с мнением многих зарубежных специалистов), составлять содержание звуковых архивов. Никаких попыток применить на этапе восстановления фонограммы для архива электронную обработку звука для его улучшения и приукрашивания не допускается. Архивный вариант должен быть абсолютно идентичен исходной, первичной записи, со всеми теми недостатками и несовершенством, которые были обусловлены техническим уровнем аппаратуры прошлых лет и мастерством звукорежиссера, производившего в те годы запись оригинала. Но в некоторых случаях архивную запись необходимо включить в программу радиовещания или она предназначена, как исходный материал, для записи компакт-диска, а её техническое качество не удовлетворяет современным требованиям. Например, имеются сильная зашумленность, щелчки (особенно, если первичная запись была сделана на грампластинке), недопустимые искажения тембра, плохо переданная акустическая атмосфера помещения, где производилась запись и т.д. В этих случаях приходится прибегать к более глубокому и серьёзному вмешательству непосредственно в само звучание фонограммы, т.е. производить, как принято говорить, её "реставрацию". Для этого в распоряжении звукорежиссера существует целый арсенал электронных устройств для разнообразной обработки звукового сигнала. Они могут быть в виде автономных блоков, стандартного 19-дюймового формата, или входить в пакет компьютерного программного обеспечения (программы Plug-In) и работать в составе так называемых цифровых звуковых рабочих станций DAW (Digital Audio Workstation). Эти так называемые "виртуальные инструменты", в первую очередь те из них, что разработаны лучшими программными фирмами, позволяют проводить адаптивную реставрацию в реальном масштабе времени. Вот неполный перечень
таких инструментов для
реставрации фонограмм: Кроме перечисленных воздействий на звуковой сигнал, иногда, например, при подготовке исходного материала к производству компакт-дисков (т.н. "ремастеринга"), часто прибегают к ещё более радикальному вмешательству в первоначальное звучание музыки - к спектральной и динамической обработке сигнала. Делается это с помощью графического и параметрического эквалайзеров, одно- или многополосного компрессора, ограничителя, максимайзера (автоматического регулятора громкости), де-эссерГа (устраняющего искажения шипящих), манипулятора стереобазы и т.п. Но ещё раз подчеркнем, что все эти электронные инструменты всегда, в большей или меньшей степени, вносят свой вклад в звучание, и, даже улучшая его на слух, делают реставрированный вариант отличающимся от оригинала. Причём степень этого отличия зависит как от художественного вкуса реставратора, так и от схем и приборов, использованных при реставрации, которые, однако, постоянно совершенствуются год от года и предоставляют звукорежиссеру более широкие технологические возможности. А однажды приукрашенный реставрацией материал вновь еще раз переделать на новом витке развития техники будет уже практически невозможно. Поэтому для архивного хранения пригоден лишь восстановленный в первоначальном звучании вариант, абсолютно идентичный исходному оригиналу. Естественно, после восстановления, оригинал, перезаписывается на новый носитель, но, при этом, по принятому в Гостелерадиофонду неукоснительному правилу, первичный оригинал не уничтожается, и продолжает храниться для страховки вечно. Перезапись звукового фонда на новый носительВыбор нового носителя записи является, пожалуй, основной проблемой формирования архивов фонограмм. Подходы к решению этого вопроса могут, в деталях, отличаться друг от друга. Но при этом очевидно, что, и при разных носителях записи (будь то лента, жесткие диски или CD), для архивного хранения разговор может идти только о цифровой записи. Метод аналоговой перезаписи на магнитную ленту, распространенный ранее, отвергается категорически. Это естественно, т.к. помимо недолговечности хранения ленты, о чём было упомянуто выше, любая аналоговая перезапись вносит свои собственные искажения, и аналоговая копия является ухудшенным вариантом записи, отличающимся, даже на неискушенный слух, от оригинала. Преимущества цифрового метода записи очевидны. Прежде всего, цифровая копия звукозаписи по техническому качеству не отличается от оригинала, и её первоначальное (оригинальное) звучание остаётся неизменным в течение всего срока, пока сам носитель даёт возможность проигрывать звук без грубых ошибок, что достигается за счёт предусмотренной в цифровой записи системы интерполяции звука при его мгновенных выпадениях. Срок годности аналоговых записей зависит от процессов старения, которые могут влиять на техническое качество звучания. В цифровых системах этот вопрос не актуален. Цифровые записи дают возможность многократно копировать звук без потери качества, причём этот процесс может быль легко автоматизирован. Возникает лишь вопрос о выборе наиболее надежного носителя и формата записи, гарантирующих наивысшую степень защиты звуковых данных и их контроль автоматизированным способом. В настоящее время наиболее доступным носителем записи, пригодным для архивации и с достаточной мерой точности сохраняющим качество оригинала, можно считать записываемые компакт-диски CD-R Наиболее известные и надёжные фирмы-изготовители этих дисков (ННВ, Quantegy) гарантируют срок хранения записей на них до 80... 100 лет. Именно по пути перевода своих исторических звуковых фондов на компакт-диски CD-R, в формате, предусмотренном "Красной книгой" (Red Book) и пошел Государственный фонд телевизионных и радиовещательных программ. Единственный ли это правильный путь формирования звуковых архивов? Естественно, нет! Это лишь одно из решений вопроса, наиболее доступное при современном техническом оснащении отечественных архивов, "лежащее на поверхности" и не требующее существенных материальных затрат. Однако обзор был бы не полным, если не упомянуть о том, что для защиты и восстановления архива звуковых носителей была разработана независимая платформа хранения "вечных звуковых данных" в виде файлов в формате BWF (Broadcast Wave Format). Формат BWF стандартизован документом EBU N22-1997 для использования при обмене звуковыми материалами в радиовещании. В BMP-файле может быть сохранено около 4 Гбайт данных, что соответствует приблизительно 6 часам звучания звукового стереосигнала (16 бит/48 кГц) или 4 часам (24 бита/ 48 кГц). Преимущество Wave-файлов состоит и в том, что они "родные" форматы файлов на PC, и любой компьютер способен воспроизводить и редактировать их. Wave-файлы могут использоваться для звукового обмена с другими компьютерными платформами. Методы компьютерной обработки и хранения звуковых данных в виде файлов обеспечивают предельно высокую защиту от потери данных, а процесс копирования их требует очень небольшого времени. Для реализации этой идеи в 1999 году немецким институтом радиовещания IRT в сотрудничестве с фирмой Houpert Didital Audio была представлена "Новая оптимизированная концепция автоматизированного интерактивного архива" на базе специально разработанной цифровой звуковой рабочей станции QUADRIGA, расшифровывающейся как QUality from Analog to Digital RIGorously Analysed (качество от точного аналого-цифрового анализа). Одно из основных достоинств предлагаемого автоматизированного рабочего места для сохранения исторически значимых звукозаписей, разработанного на базе рабочей станции QUADRIGA, заключается в том, что при переводе исходного звукового материала в цифровой вид, субъективный контроль качества перезаписи звукорежиссером на слух сочетается с наблюдением дефектов на мониторе и одновременным автоматическим заполнением специального протокола качества, который становится частью записываемого в память компьютера файла. Для этого, естественно, перезапись ведется со специально отлаженных и приспособленных к системе источников звукового сигнала: самых первоклассных аналоговых магнитофонов, прецизионного проигрывателя грампластинок, DAT-магнито-фонов и CD-плеера. На выходе всех этих источников установлены устройства автоматического контроля качества подаваемого на вход АЦП исходного сигнала. Для архивации рекомендуется использовать расширенный Broadcast Wave Format с возможностью включения в его состав дополнительной служебной информации, типа офисного бланка, обычно прилагаемого к каждой фонограмме. Файл содержит т.н. Broadcast Extension Chunk (BEXT), где размещаются "метаданные": заголовок, создатель оригинала, архивный номер, способ первичной записи оригинала (аналог, цифра) и т.п. Кроме этой части файла, следуют данные о цифровом формате (напр., линейная РСМ, 48кГц/1б ...24 бита), протокол технического качества записи, о котором упоминалось выше (в нём регистрируются выпадения разрядов, щелчки, и прочие дефекты записи), таблица условных обозначений, которая содержит метки начала и конца звуковых фрагментов (речи, арии) и, наконец, львиную долю цифровой ёмкости файла занимают собственно звуковые данные. Таким образом, в файле хранится всё, что может заинтересовать пользователя архива. Но здесь возникает вопрос - как эту информацию хранить, а также оперативно и удобно использовать? Разумеется, этот вопрос в отдаленной перспективе может быть решён оборудованием каждой радиовещательной компании автоматизированным звуковым архивом, основанным на массивной компьютерной памяти чрезвычайно высокой ёмкости - сервером архива. Но даже лучший автоматизированный архив бесполезен, если в нём хранится небольшое количество звуковых файлов. В ближайшей же перспективе звуковые архивы могут хранить звуковую информацию в виде цифровых файлов, записанных на дисках CD-R, в формате CD-ROM, в соответствии с "Оранжевой книгой" (Orange Book). И, хотя хранение исторически ценных звуковых материалов в виде компьютерных файлов имеет, как отмечалось, ряд преимуществ (например, более эффективную, по сравнению с форматом CD, защиту от ошибок), выбор формата записей на лазерных дисках для архивного хранения зависит, в частности, и от аппаратуры, на которой потребитель архивного материала будет его воспроизводить. Вспомним, что записи в формате CD-ROM пригодны только для воспроизведения с компьютера. Широко распространенный в радиостудиях CD-плеер в этом случае бесполезен. В завершение рассмотрения вопроса о выборе формата архивных цифровых записей необходимо отметить, что для их хранения на правах оригиналов, при кодировании не допускается использование цифрового сжатия, несмотря на экономию места на дисках. Так, например, записи, кодированные в любом из форматов семейства MPEG (Layer 1/2/3), могут использоваться только для предварительного прослушивания и ознакомления с материалом, но ни в коем случае не для архивирования и редактирования. "Звукорежиссер" 9/2000, с.54-57 |